Педагогические факторы формирования мотивации к музыкально-творческой деятельности у детей младшего школьного возраста

И.Г. Симонова
МАОУ ДО ДДТ «Созвездие», г. Томск

Педагогические факторы формирования мотивации к музыкально-творческой деятельности у детей младшего школьного возраста

 

Аннотация: анализ педагогических факторов, оказывающих воздействие на формирование мотивации к музыкальной деятельности у младших школьников, обучающихся в творческих объединениях (классах, студиях) клавишно-инструментального исполнительства в УДОД.
Ключевые слова: педагогические факторы, формирование мотивации, музыкально-творческая деятельность.
         Формирование мотивации к музыкально-творческой деятельности у детей младшего школьного возраста в классе клавишно-инструментального исполнительства является одним из основных условий успешности учебного процесса, гармоничного психического развития личности ребёнка, воспитания у него ценностного отношения к творчеству и искусству, в целом.
       Но, несмотря на внешнюю привлекательность процесса музицирования, возможность творческой самореализации для самого ребёнка, педагоги-практики нередко сталкиваются сегодня с проблемой «снижения мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, и снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке» [6; С.6].  Таким образом, проблема формирования учебной мотивации в музыкальном образовании сегодня должна стать предметом специальной, целенаправленной и систематической работы.
        А.К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Она подчёркивает, что мотивация ребёнка младшего школьного возраста «не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится» [3; С. ].
          А.К. Маркова выделяет ряд педагогических факторов, через которые возможно оказывать существенное влияние на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя [3; С. 263].
        Считаю, что данные элементы будут актуальны и для дисциплин художественно-эстетического цикла в учреждениях дополнительного образования детей. Проанализируем их место в образовательном процессе, степень и качество влияния на формирование мотивации у обучающихся младшего школьного возраста в творческих объединениях (классах) клавишно-инструментального исполнительства (фортепиано, синтезатор).
         Несомненно, учебный процесс будет результативным, если содержание учебного материала будет удовлетворять возникшие потребности обучающегося: потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке. Только имея значение для самого ребёнка, такая информация будет побуждать к музыкально-творческой учебной деятельности, и соответственно, формировать к ней мотивацию.
         Обогащение содержания учебного материала в классе клавишно-инструментального исполнительства может происходить благодаря расширению и обновлению традиционного фортепианного репертуара, за счёт использования в образовательном процессе технических возможностей электронного клавишного инструмента: синтезатора или электронного пианино.
         Электро-музыкальный клавишный инструмент, предоставляет педагогу уникальную возможность раскрывать перед обучающимися всё многообразие музыкальных стилей и жанров, что невозможно в полной мере на фортепиано. Синтезатор позволяет детям, даже на начальной ступени музыкального образования, осваивать нетрадиционные виды музыкально-исполнительской деятельности. Например, создание инструментального сопровождения для музыкального произведения (фонограммы) с сохранением полноценной фортепианной фактуры в обеих руках, игра в реальном времени, создание собственной оригинальной аранжировки.
        Разнообразие видов музыкальной деятельности обращает внимание педагога не только к классическому нотному репертуару, но и к лучшим образцам джазового и эстрадного репертуара. Оказывая ребёнку профессиональную поддержку в умении ориентироваться в разнообразии музыкальных жанров и направлений, предоставляя возможность выбора интересующего его музыкального материала, можно эффективно поддерживать интерес и желание музицировать у младшего школьника.
        Организация учебной деятельности включает в себя профессиональное мастерство педагога по способам передачи содержания учебного материала.  Деятельность педагога должна формировать у обучающихся «правильное отношение к учебной деятельности», вызывать «… положительные эмоции от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать» [4; С.105].
         Е.П. Ильин считает, что коллективные формы учебной деятельности способны создавать лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся [3; С 264]. Кроме того, в силу возрастных особенностей младшего школьника, у него подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
         Для обучающихся в классах клавишно-инструментального исполнительства, где превалирует индивидуальная форма обучения, актуально использование совместных форм музыкально-творческой деятельности, таких как: проектная и концертная деятельность. Обращение к проектно-исследовательским технологиям в образовательной практике дисциплин эстетической направленности, позволяет детям не только выполнять свою привычную роль «исполнителя» на музыкальном инструменте, но и помогает проявить себя в иной деятельности. Например: исследователя в заданной теме с презентацией получившегося продукта, ведущего концертной программы, редактора фото- и видеоматериалов, помощника в создании сценария концерта или подборе музыкального материала, и.т.д. Результат проектной деятельности – это, зачастую, ход самой деятельности, в которой участвуют все обучающиеся, независимо от возраста и способностей, внося посильный вклад в общее дело.              
        Оценка учебной деятельности также может выступать сильным фактором, который либо стимулирует, либо ослабляет интерес к музыкальному творчеству. Как альтернатива пятибалльной шкале оценок, для фиксации творческих достижений младшего школьника в музыкально-исполнительской деятельности, наиболее продуктивной может оказаться безотметочная система обучения, впервые о которой заговорил Ш.А. Амонашвили [1; С. 9-11].Обращением к ней послужил ряд объективных и субъективных причин: уровень специальных музыкальных способностей и психологические особенности ребенка, разный темп усвоения содержания учебного материала детьми одного возраста. Здесь совместное с педагогом или с другими детьми обсуждение проделанной ребёнком работы, не травмирует ребёнка, а способствует успешной самореализации личности младшего школьника, учит его адекватной самооценке достижений. Таким образом, безотметочное обучение в классе фортепиано позволяет преодолевать такие проблемы, как страх перед наказанием, ощущение несправедливости, равно­душие, угнетенность.
         Результативность образовательной деятельности в объединении фортепиано, построенная на свободном выборе  ребёнка, во многом зависит от личности педагога, от стиля его педагогической деятельности. Первостепенной задачей педагога является создание наиболее благоприятных педагогических условий, способствующих развитию мотивов учебной деятельности школьников. Демократические приемы и способы руководства, а именно уважение личности обучающегося, наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный психологический климат.            
        А.Д.Артоболевская писала, что надо «чувствовать ребёнка равным себе, нет ничего ужаснее самовлюблённого педагога, который найдя свой метод, думает, что его должны воспринимать как истину каждый ученик» [2; С. 6]. От мастерства педагога зависит, насколько организованная им образовательная среда будет способствовать раскрытию природных задатков и талантов ребёнка, позволит ему понять свою уникальность и значимость, сориентирует на успех в музыкальном творчестве [5; С. 310]. Поэтому музыкальное образование должно стать не «школой знаний», а «творческой мастерской», где задача педагога раскрыть потенциал каждого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для его самореализации и самовоспитания.
       В.А. Сухомлинский сказал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Использование в классе фортепиано возможностей электро-музыкального клавишного инструмента, обновление классического фортепианного репертуара, вовлечение обучающихся в совместные формы музыкально-творческой деятельности, безотметочное обучение, яркая личность педагога с демократическим стилем преподавания – вот те факторы, которые могут быть отличным стимулом к формированию у обучающихся мотивации к музыкальному творчеству. Их совокупность может помочь преодолеть столь актуальную сегодня проблему отчуждения младших школьников от такого сложного в освоении музыкального инструмента, как фортепиано.
Список литературы:
  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Знание, 1980. – 96 с.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой [Текст]: учебное пособие / А.Д. Артоболевская. – Москва: Советский композитор, 1992. – 101 с.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. ­- Москва: Просвещение, 1990. -­ 192 с. ­
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология [Текст]: учебное пособие для вузов: 2-е изд. / В.И. Петрушин. – Москва: Академический проект, 2008. – 400 с.
  6. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи [Текст] /Т. Э. Тютюнникова. – Москва: Едиториал УРСС., 2003. – 264 с.