ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ФОРТЕПИАНО

Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами – «многострунами», так как вместо одной струны было несколько. Полихорды конструировались по-разному, и играли на них различными способами: зацепляли струны пальцами, как на арфе; били по струнам палочками, как на цимбалах; играли специальными пластиночками, как на мандолине.

клавикордНо одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но был гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В тоже время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Струны у клавиаорда располагались перпендикулярно как у современного пианино. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу (в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн). Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении 5 веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они размещались одна над одной, в виде лесенки. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений…» Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Инструменты делали нарядными, украшали позолотой. Однако играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов.

Небольшими и легкими переносными клавикордами в Западной Европе пользовались и бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одного «роста», внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик.

Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музицирования.

Другой клавишный инструмент – клавесин — скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, были распложены параллельно, как у современного рояля, и это определило характерную форму, которая перешла к роялю. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.

Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма — внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих перышек или кусочков кожи. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера – квадратной или прямоугольной. Инструмент был очень популярен во время, когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками. Это был уже настоящий концертный инструмент.

Хотя поначалу свои концерты клавесин мог давать только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся. Голос у клавесина был чуть суховатый, «стеклянный». Однако это был хороший многозвучный инструмент, на котором, ловко перебирая клавиши можно было играть легкую музыку, подвижные пьесы, и аккомпанемент, сопровождающий пение. Короткие звуки клавесина и плавные тянущиеся звуки голоса, виолы или скрипки хорошо дополняли друг друга. Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он исполнял партию сопровождения: дирижер сидел за клавесином –   левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука.

Пускай построенный из драгоценного мореного дуба клавесин шотландской королевы Марии Стюарт звучал несколько глухо, так как это твердое и тяжелое дерево плохо проводит звук. Зато вместе с красивым клавесином придворные вельможи приучались ценить и музыку, на нем исполняемую. Английская королева Елизавета, возможно, к простенькому клавесину не подошла бы. Зато на своем роскошном клавесине их величество сами с удовольствием разыгрывали изящные пьески и тем самым подавали пример своим подданным.

Несмотря на все великолепие инструмента, звуковая картина клавесинной музыки была довольно тусклой и малоинтересной. Исполнительнее не мог играть громче или тише: с какой бы силой он не ударял по клавише, делал это резко или мягко – звук не менялся и всегда получался громким. Так, например, если бы мы включили в комнате электрический свет: сильно ли, слабо ли мы щелкнем выключателем, свет лампочки не станет ни сильнее, ни слабее. Корме того, при слабом нажатии на клавишу механика не срабатывает и инструмент не звучит.

Мастера не могли смириться с тем, что клавесин звучит так однообразно, и придумывали всевозможные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина. Например, устанавливали несколько клавиатур с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, – но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем – его можно и сегодня услышать на концертах старинной музыки.

На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало, чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.

Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.

А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г).

Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.

В.А.Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано. Но «сдался» клавесин лишь при Бетховене: старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.

Главное преимущество фортепиано – разнообразие динамики – вовсе не обеспечило ему мгновенной победы над своими предшественниками. Изящный звук клавесина был привычнее, чем стучащий суховатый звук ранних фортепиано, еще не обладавших многими усовершенствованиями, появившимися позднее. Неудивительно, что первые отзывы о фортепиано были неодобрительны. «Этот выскочка, – говорили о нем, – никогда не сумеет вытеснить величественный клавесин».

Однако предсказание не оправдалось. Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им все больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. И к концу ΧVΙΙΙ века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. В ΧΙΧ веке фортепиано развивалось очень интенсивно: постоянно совершенствовался механизм фортепиано, изменялось расположение струн. У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все три струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.

На протяжении и веков сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло (рисунок ), и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы используем в тем местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен, Григ, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Балакирев, Скрябин. «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Ф.Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля.

В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Внешне они очень похожи на фортепиано, но эти инструменты по некоторым качествам превосходят его. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий. Иногда, по некоторым качествам, они превосходят фортепиано. Это заключается в объёме диапозона, возможности получения различных тембров, даже имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона. Синтезатор, вообще, имеет память. Музыкант задаёт синтезатору задачу: ритм, состав инструментов, темп, и инструмент будет сам вести ритмическое сопровождение, а музыканту остаётся лишь мелодия.

Некоторые синтезаторы запоминают мелодию. Она программируется, причём трудные для исполнения места можно закладывать в синтезатор в замедленном темпе, а потом они будут виртуозно воспроизведены. Даже обладая способностью как угодно формировать тембр, электромузыкальные инструменты не могут точно воссоздавать звучание ни одного классического инструмента. Синтезатор может звучать очень похоже на кларнет, фагот, скрипку, клавесин, фортепиано и другие, но повторить их не может.